Татьяна Карягина. Я попала на факультет психологического консультирования МГППУ, деканом которого был Ф.Е. Василюка, фактически случайно в 2004 году. Я ничего не знала о Понимающей Психотерапии, но о Федоре Ефимовиче Василюке, конечно же, знала. Он был легендой, автором знаменитой книги «Психология переживания», вышедшей в 1984 году. Все мы, обучавшиеся на факультете психологии МГУ в конце 80х, гонялись за этой книгой, читали ночами, передавали друг другу, пытались понять и безмерно уважали автора. В годы аспирантуры я и его диссертацию, которая лежала в основе этой книги, ездила читать в подмосковное хранилище. В чем была особенность его работы? Это была именно теория переживания, без каких-либо прямых отсылок к практике, которых мы, свидетели и участники первых шагов становления психологического консультирования в нашей стране, жаждали и требовали. Но это была такая теория, которая, как я говорю, была «беременна практикой», и это ощущалось. Самые не просто субъективные, а интимные феномены человеческой жизни подвергались глубокому (не философскому, что было бы привычно), а именно научно-психологическому анализу, который нисколько не умертвлял их и не упрощал.
На факультете ПК я начала заниматься студенческой практикой, как ее организацией, так и содержательным развитием, и у меня была возможность посещать любые занятия. Через год я уже начала обучаться понимающей психотерапии и прошла на этом факультете за 9 лет путь от студента к психотерапевту, работающему в этом подходе, преподавателю и супервизору. А еще я в 2013 году защитила диссертацию «Эволюция понятия «эмпатия» в психологии», завершив свою работу, начатую в 1990м году. И это тоже смогло случиться только благодаря ППТ.
Я до сих пор считаю, что мой случайный приход на факультет был чудом, одним из главных чудес моей жизни. Почему – станет понятным, если я вкратце опишу свой профессиональный путь до него. В начале 90х я обучалась в аспирантуре и под руководством Ю.Б. Гиппенрейтер планировала писать диссертацию об эмпатии в педагогическом общении. Достаточно сказать, что ЮБГ была инициатором, организатором первой публикации и первого приезда К.Роджерса в СССР. Наше исследование проводилось на учителях, реализующих очень популярную тогда «педагогику сотрудничества», и вдохновлялось, конечно же, «Свободой учиться» К. Роджерса. Параллельно я начинала активно обучаться в разных психотерапевтических подходах, помимо роджерианского – гештальт-терапии, психодраме, психоанализу. Такое это было золотое время - прихода психотерапии в СССР, а потом Россию.
За 2 года мы провели небольшое исследование, в котором показали, что истинная эмпатия невозможна без конгруэнтности, что ученики оценивают учителей как понимающих, только если они умеют выражать свою эмпатию словом и действием, а не просто, столкнувшись с проблемным поведением ученика, в глубине души становятся на его место, сочувствуют и т.п. Главная проблема, с которой я столкнулась, это была проблема концептуализации эмпатии. У меня сохранились тетрадки, исписанные десятками определений этого термина, подходами и концепциями. Надо сказать, что обучение психологии в МГУ в советские годы ставило очень высокую планку для теоретического обоснования исследований (советская психология была и остается сильна именно этим). Возможно, я как-то бы справилась с этой проблемой тогда, но жизнь распорядилась иначе, и я на долгих 11 лет ушла из активной профессиональной жизни по семейным обстоятельствам.
Итак, к приходу в команду ФЕВ у меня были «незавершенные гештальты» - понимания эмпатии как феномена и научного предмета и выбора своей терапевтической идентичности при «импринтинге» на роджерианском подходе, плюс уже понятная мне тогда сильно выраженная научная, исследовательская идентичность, сформированная моим психологическим образованием. Собственно, из этого уже понятно, что ППТ подошла мне как ключ к замку, поскольку эта школа психотерапии возникла, по словам Федора Ефимовича Василюка, в результате прививки роджерианского подхода к древу отечественной культурно-деятельностной психологии, а эмпатия является одним из базовых методов ППТ.
Завершу здесь эмпатический гештальт. По-настоящему познать нечто, по словам Л.С. Выготского, можно только в развитии. В наших мастерских ППТ происходит именно развитие эмпатии, причем развитие не стихийное, не спонтанное, а целенаправленное, как высшей психической функции по тому же Выготскому. Эмпатия профессионализируется, не теряя при этом своей естественности, искренности, глубины и живости. Мое включение в эти процессы – сначала как ученика, а потом как преподавателя и супервизора - позволило мне реализовать свой первичный научный интерес и двигаться дальше, расширив его до темы развития эмпатии в онтогенезе, с одной стороны, и у представителей других помогающих профессий, с другой.