Теория и практика Психологии Переживания
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Автор Ф.Е. Василюк
Федор Василюк рассказывает о Понимающей Психотерапии
Здравствуйте!
Меня зовут Елена Шерягина. Я куратор раздела, посвященного теории и практике Российского экспириентального подхода - Понимающая Психотерапия. Я буду рассказывать вам о собственном опыте работы в качестве Понимающего Психотерапевта. Я буду знакомить вас базовыми идеями, текстами и специалистами Понимающей психотерапии. Добро пожаловать!
Елена Шерягина, психолог
Елена Шерягина
Психолог. Супервизор. Преподаватель.
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Переживание — это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни.
Понимающая Психотерапия – это психотехническая система психотерапевтической помощи, созданная советским и российским психотерапевтом, доктором психологических наук - Федором Ефимовичем Василюком в рамках отечественной научно-психологической традиции.
Понимающая психотерапия – представляет собой социо-культурную практику психологической помощи людям, оказавшимся в критических жизненных ситуациях.

Также, согласно задумке своего автора, Понимающая Психотерапия помогает преодолеть существующий разрыв между отечественной общей психологией и консультативно-психотерапевтической практикой, и открывает доступ к богатейшим научным ресурсам, накопленным за всю историю русской психологической школы.
Федор Ефимович Василюк
28 сентября 1953 — 17 сентября 2017
Советский и Российский психотерапевт. Доктор психологических наук. Создатель и бессменный декан (до 2012 г.) факультета Психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета. Автор книги «Психология переживания». Автор отечественного экспириентального подхода - Понимающая психотерапия.
Что такое психотехническая система?
«Психотехническая система» – это особый «организм», включающий в себя психологическую теорию и практический метод. Организм, где практический опыт составляет основу всякой научной операции (Выготский, 1982), где теория своим предметом делает не некий «объект», а «практику-работы-с-объектом», где адресатом теории является психолог-практик, и где сама практика включается в создание этой теории в качестве основного исследовательского

Также полноценная психотехническая система кроме «психотехнической теории» и «психологической практики» включает в себя как жизненно важный внутренний орган «психотехническое образование». Сам образовательный процесс является и главным стимулом теоретической рефлексии практики в психотехнической системе, и опытно-экспериментальным полигоном, и незаменимым исследовательским методом.

Таким образом, Понимающая Психотерапия является синтезом психологической теории, практики и образования, в котором только взаимодействие этих трех главных органов способно решать задачи познания, действия и трансляции опыта.

Человеческое переживание диалогично, оно всегда внутренне обращено к кому-то (из наблюдений К. И. Чуковского за детьми: «Я плачу не тебе, а тёте Симе»). Человек может искренне открыть и полноценно выразить другому своё переживание только в атмосфере понимания, принятия и сопереживания…
Федор Василюк, переживание
Федор Василюк
Советский и Российский психотерапевт. Доктор психологических наук. Создатель Понимающей Психотерапии
Центральная научная категория Понимающей психотерапии, одновременно и описывающая основной предмет научного интереса, и объясняющая основной механизм эффективности данного вида психотерапии – это категория переживания. Переживание понимается как внутренняя деятельность, направленная на преодоление критических жизненных ситуаций (Василюк, 1984). В теоретико-методологическом контексте предмет исследования в Понимающей психотерапии определяется как «психотехническая теория переживания-сопереживания».

Важнейший признак психотехнического подхода – это интерактивная позиция исследователя, его деятельная включенность в сам исследуемый предмет. Если активность клиента в психотерапевтическом процессе рассматривается как деятельность переживания, то встречная активность психолога-консультанта называется «психотерапевтическим сопереживанием». Психотерапевтическое сопереживание как бы включается в диалог с переживанием-деятельностью клиента, тем самым давая возможность раскрыться и прорасти продуктивным, творческим линиям переживания.

На методическом уровне Понимающая Психотерапия выделяет четыре базовые психотехнические единицы, рождающиеся в сопряженном диалогическом процессе переживания-сопереживания. Каждая из психотехнических единиц состоит из двух «нераздельно, но и неслиянно» связанных между собой процессов, одного, относящегося к полюсу пациента, и другого, относящегося к полюсу психотерапевта. Таких психотехнических единиц существует четыре, и в каждую из них входит определенный метод диалогической реализации работы сопереживания.
Эти частные методы - эмпатия, майевтика, кларификация, интерпретация.
БЛОГ
статьи. практический опыт. исследования. МЫСЛИ ВСЛУХ
Made on
Tilda