2. Спектакли театра теней как терапевтическое средство.
Это новое для нас направление работы, поэтому, опираясь на небольшой опыт, попробуем отрефлексировать его и сформулировать ряд положений и идей для реализации.
- Театр теней как диагностическое средство.
В своей работе психолог иногда сталкивается с сопротивлением, нежеланием клиентов участвовать в проективных методиках, таких как «Рисунок несуществующего животного» и т.п.; и методиках, в частности, применяющихся в семейной терапии, таких как «Скульптура семьи». Часто клиенты смущаются, что они не умеют рисовать и бывает непросто их мотивировать на эту работу. Мы заметили, что рисовать силуэты людям почему-то легче, их это совсем не пугает и даже вдохновляет. Пока мы не понимаем почему. Похоже, что театр теней обладает какой-то с одной стороны, детской, а с другой стороны, архаичной эстетикой и вполне с виду взрослые люди легковпадают в детское творческое состояние, увлеченно рисуя, вырезая и оживляя на экране персонажей. В этом есть что-то таинственное и древнее. Если мы возьмем, например, методику РНЖ, то клиент может построить целый спектакль, рассказывая, где живет, чем питается, с кем дружит и т.д. Такого рода модификации методик могут быть полезны для работы. Аналогично с методиками типа «Нарисуй семью», «Скульптура семьи» и проч.
- Театр теней как терапевтическое средство.
Психолог может создать спектакль для группы или индивидуально для клиента; цели могут быть самыми разнообразными (поддержание процесса переживания, интерпретация, интервенция и т.д. и т.п.). В некоторых случаях клиент может быть не настроен на традиционную работу, не обладать необходимой мотивацией (другими словами, не быть клиентом) и тогда театр теней может выступить даже просто как средство налаживания контакта. В частности, если клиент скорее видит себя как заказчика (родитель, который сопровождает ребенка в реабилитационном центре), он может занять негативистскую позицию и блокировать терапию. Таким образом, если психолог исчерпал все возможные способы создания терапевтического альянса, театр теней может выступить как способ, помогающий психологу все-таки сказать клиенту «правильно ли я понимаю, что вы чувствуете….». При этом клиент сохраняет необходимую ему свободу, потому что психолог работает индирективно, а психолог находит возможность тактично и деликатно оказать поддержку и помощь клиенту. По сути, такой спектакль, это очень развернутаяреплика в традиции понимающей психотерапии.
Спектакль в реабилитационном центре или больнице можно, например, показать и после обсудить в группе клиентов, как иногда обсуждают фильм или спектакль. Если реабилитационная программа короткая (десять дней), то полноценный групповой процесс может быть небезопасен, а такого родаобсуждения позволяют клиентам совершить работу переживания, в той мере, в которой они считают допустимым. Кроме того, можно специально сделать спектакль, содержание которого, например, работает на нормализацию сна. Такой спектакль, например, мы готовили для детей в больнице по сказке «Сны Гуальтьеро». По своему воздействию, это можно сравнить с эриксоновскимгипнозом.
Кроме того, психолог может создавать спектакли совместно с клиентами.
Это может быть, например, длительной программой в группе. Театр теней позволяет человеку выступить одновременно во всех театральных ролях: быть режиссером, сценаристом, актером, художником-постановщиком, мастером по созданию теневых кукол, создателем декораций, мастером по свету, музыкальным редактором. Клиент может пробовать себя в одной из этих специальностей, работая с другими людьми, а может сделать моноспектакль и быть всем сразу.
Попробуем выделить некоторые преимущества театра теней как терапевтического средства:
- актер театра теней «прячется» за экраном, он защищен от зрителей, в отличие от актера, играющего на публику открыто или протагониста в психодраме:
- кукла, которую сам создает клиент, это отчасти его alter ego, средство для выражения себя, в том числе своей «тени»; создание куклы само по себе может быть важным процессом переживания;
- позиция режиссера позволяет клиенту сохранить высокий уровень произвольности в процессе переживания, он управляет всем, он создатель и демиург мира на экране;
- относительная техническая легкость и простота создания кукол и декораций в отличие от кукольного театра, например;
В заключение хотелось бы сказать, что если поставить задачу определить что такое театр теней как терапевтическое средство, как «вписать» его в существующие школы и методы, то мы видим, по крайней мере, две таких школы: это арт-терапия, даже, скорее expressive arts therapy (терапия выразительными искусствами), и терапия творческим самовыражением (М.Е.Бурно, 2011). Кроме того, мы видим связи с психодрамой, эриксоновскимгипнозом, клиентцентрированной и понимающей психотерапией. Пока что мы не проводили специальной серьезной работы по описанию театра теней как терапевтического метода, сравнению его с другими методами, это отдельная задача, которую еще предстоит решить в будущем.