диагностика. супервизия. терапия.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
ИСКУССТВО ПЕРЕЖИВАТЬ
Посмотрите видео о мастер-классе "Терапевтический Теневой Театр в работе с переживанием внутреннего конфликта".
Здравствуйте!
Меня зовут Елена Шерягина. Я куратор раздела, посвященного Терапевтическому Теневому театру. Как известно, Понимающая психотерапия использует в своем арсенале средства, методы и техники других школ, творчески перерабатывая их. Кратко рассмотрим терапевтические возможности театра теней как психотерапевтического средства, условия применения, преимущества, связь с понимающей психотерапией.
Елена Шерягина, понимающая психотерапия
Елена Шерягина
Психолог. Супервизор. Преподаватель.
Что такое ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТЕНЕВОЙ ТЕАТР ?
Театр теней («Теневой театр имени 79 коана») мы создали в 2005 году, сначала как самостоятельный проект, основным содержанием которого были юмористические спектакли, с иронической псевдопсихоаналитической интерпретацией сказок и коанов. Затем этот проект вырос в супервизорские спектакли, в которых мы занимались художественной интерпретацией бессознательного у супервизируемого терапевта.
Не менее интересным и продуктивным нам представляется и другое направление развития театра теней, как терапевтического средства работы с клиентами.

Одной из сложностей является то, что довольно трудно получить разрешение супервизируемых терапевтов и клиентов на развернутую презентацию случая и его рефлексию. Поэтому ограничимся краткими тезисами, пожертвовав, к сожалению, конкретным содержанием.
Итак - Терапевтические возможности театра теней...


1. Художественная интерпретация бессознательного содержания работы супервизируемого терапевта с помощью театра теней.

В «Полифонической модели супервизии» (Ф.Е.Василюк, Щукина Ю.В., Шерягина Е.В.) мы создали сложную многоуровневую схему работы супервизорской команды, которая состоит из экстравизора, супервизоров-ведущих, супервизоров-экспертов и супервизоров, которые занимаются художественной интерпретацией случая с помощью театра теней, видеороликов и т.п.

Для работы в нашей модели мы используем фокусно-ролевую матрицу Э.Уильямса, который создал ее на основе шестифокусной модели Питера Хокинса и Робина Шоэта (Hawkins, P., Shohet, R.,1989). Один из фокусов супервизорской системы - «Впечатления супервизора»: «подозрения», «странные» чувства или идеи супервизора, связанные с супервизируемым или клиентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения аспектов рассказа терапевта или состояния супервизируемого» (Э.Уильямс, 2001). Другими словами, мы видим здесь работу бессознательного, которая в обычной длительной супервизорской работе может быть дана супервизируемому терапевту в виде интерпретации.

Однако в полифонической модели команда супервизоров работает с терапевтом один раз и нет возможности продолжить обсуждение этого случая в длительной работе. В такой ситуации есть реальная опасность нарушения контакта, разрушения рабочего альянса вследствие несвоевременной, неуместной или ранящей интерпретации, особенно в случае, если супервизор обязан и вынужден занять роль эксперта. Театр теней становится в этом случае «искусственным» средством художественной интерпретации содержания случая, который безопасен для супервизируемого терапевта и облечен в эстетическую форму. Спектакль позволяет в иносказательной форме выразить впечатления супервизоров, и сделать процесс более продуктивным.
2. Спектакли театра теней как терапевтическое средство.

Это новое для нас направление работы, поэтому, опираясь на небольшой опыт, попробуем отрефлексировать его и сформулировать ряд положений и идей для реализации.

  • Театр теней как диагностическое средство.
В своей работе психолог иногда сталкивается с сопротивлением, нежеланием клиентов участвовать в проективных методиках, таких как «Рисунок несуществующего животного» и т.п.; и методиках, в частности, применяющихся в семейной терапии, таких как «Скульптура семьи». Часто клиенты смущаются, что они не умеют рисовать и бывает непросто их мотивировать на эту работу. Мы заметили, что рисовать силуэты людям почему-то легче, их это совсем не пугает и даже вдохновляет. Пока мы не понимаем почему. Похоже, что театр теней обладает какой-то с одной стороны, детской, а с другой стороны, архаичной эстетикой и вполне с виду взрослые люди легковпадают в детское творческое состояние, увлеченно рисуя, вырезая и оживляя на экране персонажей. В этом есть что-то таинственное и древнее. Если мы возьмем, например, методику РНЖ, то клиент может построить целый спектакль, рассказывая, где живет, чем питается, с кем дружит и т.д. Такого рода модификации методик могут быть полезны для работы. Аналогично с методиками типа «Нарисуй семью», «Скульптура семьи» и проч.

  • Театр теней как терапевтическое средство.
Психолог может создать спектакль для группы или индивидуально для клиента; цели могут быть самыми разнообразными (поддержание процесса переживания, интерпретация, интервенция и т.д. и т.п.). В некоторых случаях клиент может быть не настроен на традиционную работу, не обладать необходимой мотивацией (другими словами, не быть клиентом) и тогда театр теней может выступить даже просто как средство налаживания контакта. В частности, если клиент скорее видит себя как заказчика (родитель, который сопровождает ребенка в реабилитационном центре), он может занять негативистскую позицию и блокировать терапию. Таким образом, если психолог исчерпал все возможные способы создания терапевтического альянса, театр теней может выступить как способ, помогающий психологу все-таки сказать клиенту «правильно ли я понимаю, что вы чувствуете….». При этом клиент сохраняет необходимую ему свободу, потому что психолог работает индирективно, а психолог находит возможность тактично и деликатно оказать поддержку и помощь клиенту. По сути, такой спектакль, это очень развернутаяреплика в традиции понимающей психотерапии.

Спектакль в реабилитационном центре или больнице можно, например, показать и после обсудить в группе клиентов, как иногда обсуждают фильм или спектакль. Если реабилитационная программа короткая (десять дней), то полноценный групповой процесс может быть небезопасен, а такого родаобсуждения позволяют клиентам совершить работу переживания, в той мере, в которой они считают допустимым. Кроме того, можно специально сделать спектакль, содержание которого, например, работает на нормализацию сна. Такой спектакль, например, мы готовили для детей в больнице по сказке «Сны Гуальтьеро». По своему воздействию, это можно сравнить с эриксоновскимгипнозом.

Кроме того, психолог может создавать спектакли совместно с клиентами.

Это может быть, например, длительной программой в группе. Театр теней позволяет человеку выступить одновременно во всех театральных ролях: быть режиссером, сценаристом, актером, художником-постановщиком, мастером по созданию теневых кукол, создателем декораций, мастером по свету, музыкальным редактором. Клиент может пробовать себя в одной из этих специальностей, работая с другими людьми, а может сделать моноспектакль и быть всем сразу.

Попробуем выделить некоторые преимущества театра теней как терапевтического средства:

- актер театра теней «прячется» за экраном, он защищен от зрителей, в отличие от актера, играющего на публику открыто или протагониста в психодраме:

- кукла, которую сам создает клиент, это отчасти его alter ego, средство для выражения себя, в том числе своей «тени»; создание куклы само по себе может быть важным процессом переживания;

- позиция режиссера позволяет клиенту сохранить высокий уровень произвольности в процессе переживания, он управляет всем, он создатель и демиург мира на экране;

- относительная техническая легкость и простота создания кукол и декораций в отличие от кукольного театра, например;

В заключение хотелось бы сказать, что если поставить задачу определить что такое театр теней как терапевтическое средство, как «вписать» его в существующие школы и методы, то мы видим, по крайней мере, две таких школы: это арт-терапия, даже, скорее expressive arts therapy (терапия выразительными искусствами), и терапия творческим самовыражением (М.Е.Бурно, 2011). Кроме того, мы видим связи с психодрамой, эриксоновскимгипнозом, клиентцентрированной и понимающей психотерапией. Пока что мы не проводили специальной серьезной работы по описанию театра теней как терапевтического метода, сравнению его с другими методами, это отдельная задача, которую еще предстоит решить в будущем.

Литература

  1. Бурно М.Е. О самом главном в терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) сегодня [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2011. N 3. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 08.06.2016).
  2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. Изд. «Питер», 2002г. – 368с.
  3. Э. Уильямс Вы – супервизор…Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М.: «Класс», 2001. – 288с.
  4. Hawkins, P., Shohet, R. (1989). Supervision in the helping professions. Milton Keynes, U.K.: Open University Press.
Made on
Tilda