Вспоминая учителя

Марафон памятования Ф.Е. Василюка на вторую годовщину смерти.
Марафон памятования
За неделю до печальной даты – 17 сентября 2019, ученики Ф.Е.Василюка серию запустили серию постов, посвященных Памятованию Учителя. Каждый день в течении недели кто-то из учеников Федора Ефимовича делился небольшой историей или важными словами, что до сих пор живут в наших сердцах. Здесь собраны все истории.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
Прислушиваясь к словам Федора Ефимовича, что всегда со мной, я выбрала две небольшие фразы…

Каждый кто видел, как он работает, отмечал невероятно бережное отношение к клиенту. Мне запомнилось, как однажды он сказал: «…Любое содержание человеческой души кому-то предназначено…» После этих слов, роль психотерапевта начинала ощущаться как-то иначе. Ведь ты уже не просто консультирующий психолог – ты тот, кому сидящий напротив человек открывает свою душу… и это все меняет.
После этих слов, роль психотерапевта начинала ощущаться как-то иначе. Ведь ты уже не просто консультирующий психолог – ты тот, кому сидящий напротив человек открывает свою душу… и это все меняет.

Федор Ефимович всегда чутко улавливал какие-то перекосы в работе своих студентов - начинающих психологов, и всегда находил нужные слова, чтобы образумить и вернуть баланс. Чтобы мы не распухали от собственной значимости, он как-то сказал: «Надевая доспехи методического психотерапевта, мы можем обезумить от ощущения собственной силы, поэтому важно защищать психотерапевта от самого себя».

Воспоминание Марии Ветлужских.
Федор Ефимович Василюк
28 сентября 1953 — 17 сентября 2017
Советский и Российский психотерапевт. Доктор психологических наук. Создатель и бессменный декан (до 2012 г.) факультета Психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета. Автор книги «Психология переживания». Автор отечественного экспириентального подхода - Понимающая психотерапия.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
«Если бы я мог, я бы горой встал за каждого из вас!»
Не секрет, что весной и летом 2017 года, не задолго до ухода Федора Ефимовича, Ассоциация Понимающей психотерапии переживала кризис, в котором сошлись управленческие и личные амбиции учредителей и основных деятелей Ассоциации.

На одном из собраний, на котором Федор Ефимович присутствовал по скайпу, полемика была особенно острой. Помню, что как-то резко выразился насчет ценностного противостояния и авторитарности нашего лидера. Мне тогда казалось, что сила его личности, его интерес подавляют наши возможности, не дают расправить крылья инициативам. И вдруг, посреди моего эмоционального запала я услышал голос Федора Ефимовича, наполненный чувствами и горечи, и отеческой заботы, и отчаяния, и решимости: «Если бы я мог, я бы горой встал за каждого из вас!»

Я остановился вдруг, и больше мне сказать было нечего. Резонанс был оглушительным и окончательным.
В этой фразе для меня полностью воплощена роль Ф. Е. Василюка как сильного лидера, пристрастного психотерапевта, искреннего друга.

Воспоминание Олега Шведовского.
~
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
История про Спасский Тупик.
Думаю, не будет новостью сказать, что Федор Ефимович обладал особым чувством юмора. Его шутки были не только, а, может быть, даже и не столько смешны, сколько поражали парадоксальностью и неожиданностью мышления и взгляда на ситуацию. Никогда нельзя было предсказать, чем закончится его рассказ. И в то же время эти неожиданные парадоксальности всегда схватывали какую-то глубокую суть ситуации.

Некоторое время назад открылось новое здание нашего Универа и располагалось оно в небольшом переулке, который назывался «Спасский тупик». В то время у нас было много шуток по поводу этого названия. И вот однажды, когда в очередной раз начали шутить на эту тему, Федор Ефимович вдруг отрезал: «Ладно. Спасский тупик – это в любом случае лучше, чем экзистенциальный».

Воспоминания Виктории Архангельской
~
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
«Просьба — тончайший психологический «организм».
Я бы хотела поделиться с вами небольшим отрывком из книги Федора Ефимовича, который очень ценен для меня. Он написан очень просто, и в то же время, удивительно глубоко и точно, в нем есть и психологический анализ и настоящая человеческая мудрость, из этого отрывка можно развернуть целую научную диссертацию, а можно сохранить для себя как поэтическую притчу, прикасаясь к которой можно каждый раз проживать новую грань заложенных в ней смыслов. В этом отрывке, как мне кажется, очень ярко раскрывается удивительная многогранность Федора Ефимовича, его уникальная способность так по-особенному вдумываться в сущность человеческого бытия - глубоко, профессионально, с предельной научной серьезностью, и в то же время с невероятной бережностью, восхищением и даже трепетом перед той красотой, которая ему открывалась, и которую он помогал увидеть другим.

«Просьба — тончайший психологический «организм», тре­бующий в детстве долгой и тонкой педагогической настройки. В этом организме соединяются в смысловое единство надеж­да и доверие, смирение и достоинство, честность и самопознание, уважение и вера, внутренняя необходимость и свобода. Стоит одному из этих «органов» просьбы выйти из строя, и она превращается в свою противоположность. Без надежды человек вовсе не просит; без доверия не просит другого, а ис­пытывает его; без смирения не просит, а требует; без достоинства не просит, а клянчит; без осознания внутренней необхо­димости просимого, существенности своей нужды не просит, а капризничает; без веры в бескорыстие другого - предлагает сделку; без уважения к его честности - идет на подкуп; без признания его свободы - хитро манипулирует или грубо шан­тажирует.

Чем больше вдумываешься в психологическую сущность просьбы, тем больше понимаешь, что этот, такой привычный, такой повседневный феномен — есть настоящее чудо, одна из вершин, на которые способна подниматься человеческая душа. В просьбе человек превосходит самого себя и создает один из высших типов отношений с другим»

История Лилит Шермазанян.

~
ДЕНЬ ПЯТЫЙ.
Личность и переживание.
Два года назад я никак не могла определиться, какую из шутливых картинок с древнегреческими философами выбрать для Федора Ефимовича - с Аристотелем или с Сократом, или, может быть, с Платоном? Кто ему ближе? Это было 16 сентября. Так и не выбрала. Но впервые заметила, как в нем самом дружно живут эти древнегреческие философские "начала": чувство природы и уважение к "технэ", способность опознать живой феномен и назвать его наиточнейшими словами, любование чистыми идеями и практическая философия.

Когда-то он сократически-майевтически направил меня на путь истинный одной фразой, когда в ответ на жалобу, что тяжело пишется статья, что вроде бы уже писала на эту тему, спросил: "Татьяна Дмитриевна, правильно ли я понимаю, что вы убеждены, что вас поймут с первого раза?" Его любимые таблички типологий и формулы, естественно-научные иллюстрации и метафоры - геологические, технические, математические - вот думаю, за что их так люблю? Конечно, за успокоительную надежность точных наук. Как же без этого, хотя все слова тут надо бы в кавычках. Но еще за чувствуемую связь всех вещей в мире - чувствуемую цельность нашего жизненного мира.

Моя любимая метафора от ФЕ переносит меня в школьный класс: скрипит мел по доске и немного напряженная рука медленно и старательно выводит на доске овал. Диалектика личности и переживания раскрывается в таком "рукодельном" действии. "Когда мы говорим «личностно-центрированный» или «центрированный на переживании», привычки нашего ума рождают образ, в котором есть единый центр, а вокруг него некая круговая область. И коль скоро мы пойдем за такой способностью представления, мы получим геометрическую картину, состоящую из двух окружностей, каждая со своим центром. И между ними «и». Коль так, если начинать исходную ситуацию нашего мышления в этой теме с этого, то нельзя верить, что эти два круга когда-нибудь срастутся в единый организм. Единство не спасти никогда, как ни трактуй связь «и». Основная наша идея о диалектическом единстве личности и переживания нуждается в обновлении изначальной схемы мысли. Помните, как на уроках математики учитель крепил к доске два колышка, привязывал к ним шнур и вызванный ученик, натянув мелом шнурок, к своему удивлению, рисовал идеальный овал. Только после этого учитель давал определение: «Эллипс – геометрическое место точек, для которых сумма расстояний до двух данных точек Ф1 и Ф2, называемых фокусами, постоянна и больше расстояния между фокусами».

Итак, не два круга, а единый эллипс с двумя фокусами: личности и переживания – вот модель, которая, на мой взгляд, графически выражает нашу интуицию неразрывного единства личности и переживания. Это единство диалектическое и динамическое. Терапевтический процесс может, проходя свою орбиту, максимально приближаться к одному полюсу, удаляясь в этот момент от другого, потом наоборот. Но цельность эллипса личностно-экспириентальной терапии
сберегается за счет усилий терапевта, который, как ученик в школьном примере, не должен дать шнурку обвиснуть, должен держать напряжение, связывающее два полюса – личности и переживания"

История Татьяна Карягиной.

~
ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
Воля против поля.
У Федора Ефимовича было такое выражение «воля - против поля». Его нет в текстах, поэтому мне хотелось бы сегодня немного рассказать об этом. Говоря о волевом поведении и «полевом поведении» (теория поля К.Левина), он приводил иногда довольно странные парадоксальные примеры преодоления «поля» с помощью манипуляции объектами внешнего мира. Обычно мы привыкли считать, что воля представляет из себя систему «самоприказ-подчинение», но на самом деле мы хорошо знаем, что человеку вообще не очень-то свойственно исполнять приказы. Идея, что следует «поднажать» на волю, как-то подкачать ослабевшие «волевые мускулы», чтобы достичь желанной цели часто заканчивается плачевно, человек терпит поражение.

Говоря о том, как устроено волевое поведение, Федор Ефимович давал такое определение: «воля - это борьба с борьбой мотивов». Деятельность человека может быть осложнена как внешними препятствиями, затруднениями так и внутренними колебаниями. При этом внутренние колебания проявляются в «отвлекающих» желаниях, соблазнах, искушениях, которые оттягивают энергию от деятельности субъекта. (Это хорошо известно из повседневной жизни, люди отвлекаются на чтение, увлекаются чем-то, находят себе неотложные дела, чтобы не делать того, что задумали. Другими словами, находятся во власти «поля»). «Таким образом, одна из основных функций воли состоит в том, чтобы не дать разгорающейся в поле деятельности борьбе мотивов остановить или отклонить активность субъекта. И в этом смысле воля — это борьба с борьбой мотивов» (Ф.Е. Василюк «Психология переживания»).

Но как это сделать? Как ни странно, перехитрить. Федор Ефимович дает такие рекомендации: «В воле, на наш взгляд, вообще меньше силы, чем обычно считается, а больше «хитрости». "Силой против чувственности ничего нельзя добиться, — говорил И. Кант, — ее надо перехитрить…". Сила воли состоит в ее умении использовать в своих целях энергию и динамику мотивов». (Ф.Е. Василюк. «Психология переживания»).

Если говорить о внутреннем мире, то коммуникация субъекта не может быть сведена только лишь к самоприказам. «...подобно тому, как в социальных взаимодействиях один человек добивается от другого нужного ему поведения не всегда и не обязательно приказом, но и с помощью просьбы, обещанного вознаграждения, угрозы, отрезав ему другие возможности или прибегнув к интриге и т. д., точно так же чрезвычайно многообразны и не сводимы к самоприказу и интрапсихические методы волевого воздействия на себя». (Ф.Е. Василюк «Психология переживания»).

Но это не все. Федор Ефимович приводил и примеры, как воздействовать на себя, преобразуя само "поле", изменяя внешний жизненный мир субьекта. У него, например, была фирменная психотехника организации рабочего пространства, при подготовке к работе.

Сегодня я хочу поделиться личным примером, извините за самораскрытие. Как-то раз мне надо было сделать текст, все у меня валилось из рук, и я совсем впала в ничтожество. Он позвонил мне с вопросом как продвигается работа и я стала довольно саркастически описывать, как не продвигается. Ничего оригинального здесь не было, это было в чистом виде «полевое поведение». В какой-то момент зависания над текстом я понимала, что неплохо бы немного подкрепиться, шла на кухню, а по дороге я отвлекалась на работающий в комнате родителей телевизор, ну и так далее. Федор Ефимович тоже посмеялся, а потом сказал: «Лен, ну тут все просто. Уберите все из холодильника, и поставьте туда телевизор, проблема будет решена».

При всей комичности этого примера, такие простые действия могут быть полезны:)). Мне кажется важным рассказать об этом, потому что здесь ярко видно и нестандартность, креативность мышления, удивительную детскую способность к игре, юмористическое отношение к трудностям и принятие того факта, что принцип реальности никто не отменял, и проблему можно решать не только во внутреннем, но и во внешнем плане.

История Елены Шерягиной.

~
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ,
Сегодня 2я годовщина смерти Федора Ефимовича Василюка, и сегодня последний день нашего 7ми дневного марафона Памятования Федора Ефимовича. Мне выпало в день его смерти, найти слова, что будут служить утешением и надеждой. Задача не простая. За эти 7 дней вспомнилось многое: его внешний облик, особая манера чуть усмехаться в усы, какие-то жесты, фразы, какие-то истории… Из всего этого калейдоскопа я выбрала одно воспоминание о нем.

Я вспомнила одно выступление Федора Ефимовича на конференции, в котором он вдруг стал рассказывать историю про онкологического больного. Этот человек, понимая, что жить ему осталось довольно мало, пришел на исповедь. Казалось, что в такой ситуации человек должен был обижаться и злиться из-за того, что с ним случилось. Но на исповеди он ощутил огромное чувство благодарности… радость от жизни, и счастье от того, что это все случилось; и печаль о том, что теперь нужно подвести какую-то черту этому этапу жизни; и наполненная усталость от совершенной работы души, и тихое спокойствие переживания смысла внутри…Такое состояние полного присутствия именно здесь и сейчас: словно снежинки падают на лицо, закатное солнце гладит кожу, дыхание родного человека рядом и все уже хорошо…

Тогда, на конференции, слушая его слова, я сначала удивилась – откуда Федору Ефимовичу может быть известно содержание чьей-то исповеди. Но следующая мысль поразила меня: Федор Ефимович говорил о самом себе и о своих переживаниях. И тогда вспомнились его слова, которые он говорил, вспоминая умершего ранее коллегу Игоря Борисовича Гриншпуна. Он говорил так: «… смысл истории становится понятен окончательно тогда, когда история заканчивается. Смерть делает жизнь человека закончившейся историей. Смысл этой истории уже не изменить и не забыть…».

Я знаю, что встреча с Федором Ефимовичем Василюком оказала большое влияние на мою собственную жизнь, так же, как и на жизни многих людей. Я чувствую большую ответственность и благодарность за то, что имела честь быть знакома с ним; за то, что имела возможность учиться у него и работать вместе. За то что такая важная и прекрасная история прошла через мою жизнь.

И сегодня наши слова Учителю: «БЛАГОДАРИМ ЗА ВСТРЕЧУ».

Воспоминания Анны Федосеевой.

Made on
Tilda