С точки зрения Фокусированной на эмоциях терапии изменения /в процессе терапии/ происходят, когда люди получают возможность обрести понимание своих эмоций через осознанность, экспрессию, эмоциональную регуляцию, рефлексию, трансформацию, а также благодаря опыту переживания эмоций, который приобретается в эмпатических отношениях с терапевтом. Эмпатические отношения имеют корректирующую функцию и способствуют разворачиванию описанных выше процессов клиента. То, как это происходит, описано далее. Важно отметить, что принципы терапевтической интервенции рассматриваются только с позиций работы с эмоциями в терапии, и никак не связаны с управлением эмоциями в обыденной жизни.
ОСОЗНАННОСТЬ.
Повышение осознанности собственных эмоций или именование того, что чувствуешь, является основной и предельной целью терапии. Либерман и соавторы (2004) доказали, что называние чувства словами помогает уменьшить возбуждение миндалевидного тела. Когда люди обретают понимание того, что они действительно чувствуют, то тогда они воссоединяются со своими потребностями и снова мотивированны удовлетворить их. Выявляя и словесно символизирую базовое эмоциональное переживание, человек получает доступ и к адаптивной информации, и к обусловленной эмоциями тенденции к действиям. Важно отметить, что эмоциональная осознанность включает в себя переживание чувства, а не разговоры о нем. ФЭТ терапевты помогают пациентам приблизиться, принять, выдержать и символизовать эмоции, а не избегать их. Пациентам помогают понять, о чем говорят их эмоции; помогают распознать цели /потребности /интересы, которые организуют их деятельность; помогают определить тенденцию к действиям, и применять полученную информацию для усовершенствования способов совладания. Эмоции используются как для информирования, так и для продвижения.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ.
Было доказано, что эмоциональная экспрессия является уникальным аспектом переработки эмоциональных состояний, которая прогнозирует коррекцию таких явлений, как интерперсональные эмоциональные раны, связанные с раком молочной железы и психологические травмы. Эмоциональная экспрессия в терапии не связана с выбросом вторичных эмоций. Вместо этого она помогает превозмочь избегание переживания и выражения сдерживаемых ранее первичных эмоций. Экспрессивное совладание помогает пациентам разобраться и прояснить основные проблемы, и способствует достижению целей. Людям свойственна устойчивая тенденция избегать выражения болезненных эмоций. Таким образом, на сессиях нужно поощрять клиентов, чтобы, преодолевая избегание, они приближались к болезненным эмоциям. Добиться этого помогает следование (часто маленькими шагами) навстречу своему телесному переживанию. Преодоление избегания чего-либо може повлечь за собой изменения каких-то устоявшихся убеждениях клиента, например, - «гнев опасен» или «мужчины не плачут». Это помогает клиенту встретиться со страхом своей смерти/ распада. Клиенты должны позволить себе вступить в живой контакт со своими эмоциями и уметь выдерживать этот контакт. Эти два шага: сближение и терпимость гармонично сочетаются с идеями раскрытия. Накоплено много данных, доказывающих, что раскрытие (обнажение) ранее избегаемых чувств может быть эффективным для терапии. Однако с точки зрения ФЭТ сближение, реакция пробуждения и толерантность по отношению к переживанию эмоциональных состояний необходимы, но недостаточны для изменений /в терапии/. На наш взгляд, наилучшим решением для переработки эмоциональных состояний является интеграция познания и аффекта. Войдя в контакт с опытом переживания эмоциональных состояний, клиенты должны быть способны, используя свою познавательную активность и, опираться на приобретенный опыт, уметь исследовать, обдумывать и осмыслять полученную информацию.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ.
Третий принцип переработки эмоциональных состояний включает в себя регуляцию эмоций. Совершенно ясно, что пробуждение эмоций и эмоциональная экспрессия не всегда полезны или уместны в терапии или в жизни. Из этого следует, что для некоторых клиентов развитие способности регуляции эмоций на понижение должно предшествовать или сопровождать другие способы работы с эмоциональными состояниями. Регуляция эмоциональных состояний обязательна, когда дистресс настолько высок, что эмоция больше не содержит информации об адаптивных действиях. Первый шаг в содействии эмоциональной регуляции – это создание безопасной, успокаивающей, надежной и эмпатичной атмосферы. Навык само-успокоения первоначально формируется /у клиента/ благодаря интернализации успокаивающих действий защитника (протектора). Чувство внутренней безопасности развивается благодаря ощущению того, что один человек существует в сознании и сердце другого. Интернализации методов успокоения, которые использует протектор, формирует уверенность человека в том, что он способен сам себя успокоить. Со временем этот навык самоуспокоения усваивается (интернализуется) настолько, что клиенты обретают способность внутренне успокаиваться и автоматически регулировать свои эмоции без осознаваемых усилий.
Не менее важно обучить клиента навыкам регуляции эмоций и толерантности к дистрессу. Такие моменты, как выявление и избегание триггерных факторов, идентификация и маркировка эмоциональных состояний, предоставление возможности проявлять эмоции и выдерживать их, установление рабочей дистанции, увеличение положительных эмоций, снижение уязвимости к отрицательным эмоциям, навык самоуспокоения, дыхание и отвлечение улучшают способность справляться с трудностями. Разные формы медитативной практики, которые включают наблюдение за своими эмоциями, позволение им приходить и уходить, дыхание и принятие – все это помогает установить рабочую дистанцию между человеком и теми глубинными эмоциями, что подавляют его. Регуляция эмоций на понижение может быть осуществлена на разных уровнях обработки. Физиологическое успокоение включает в себя активацию парасимпатической нервной системы для регулирования сердечного ритма, дыхания и других симпатических функций, которые повышаются при стрессе. Другой важный аспект регуляции - это развитие способности клиентов к самоуспокоению. Развитие способности клиентов воспринимать и проявлять сочувствие к собственным эмоционально-окрашенным мучительным переживаниям - это первый шаг к тому, чтобы они могли выдерживать собственные эмоции, умели успокоиться и расслабиться, развивали навык само-сострадания и позитивного разговора с самим собой.
РЕФЛЕКСИЯ.
В дополнение к словесной символизации эмоций, рефлексия эмоционально-окрашенного переживания помогает людям изложить суть своего опыта в форме повествования. То, к каким выводам мы приходим благодаря опыту эмоционального переживания, делает нас теми, кто мы есть. Рефлексия помогает создавать новое смысловое содержание, способствует трансформации не переработанных эмоций в последовательные повествования и помогает создавать новые повествования для прояснения какого-то опыта. Пеннебейкер доказал, что письменное изложение опыта эмоционального переживания имеет положительное влияние на деятельность вегетативной нервной системы, иммунитет, а также физическое и эмоциональное здоровье. Он пришел к выводу, что с помощью языка люди могут организовывать, структурировать и в конечном итоге ассимилировать как свои эмоциональные переживания, так и события, которые эти эмоции могли вызвать. Смысловое наполнение каких-то ситуаций, порождающих эмоции, становятся понятными, также, как и модели поведения в отношениях, которые теперь становятся узнаваемы. Результатом рефлексии, основанной на пробуждении эмоций, будет глубокое экспириентальное (основанное на опыте переживания) самопознание. То, что ранее было невозможно высказать словами наконец проговаривается, ситуации воспринимаются по-новому, а переживания переоформляются, что приводит к новому взгляду на себя, других и мир.
ТРАНСФОРМАЦИЯ.
Вероятно, наиболее важный способ работы с эмоциями в терапии - это трансформация эмоций с помощью эмоций. Это в основном относится к трансформации первичных неадаптивных эмоций, таких как страх, стыд и грусть из-за чувства отверженности или одиночества. Эти первичные неадаптивные эмоции будут трансформированы с помощью других адаптивных эмоций. Неадаптивные эмоциональные состояния лучше всего трансформировать, уничтожая их, активируя другие более адаптивные эмоциональные состояния. Дарвин был первым, кто отметил, что «эмоция не может быть сдержана или устранена без участия противоположных и более сильных эмоций». Так как лишь размышления способны изменить образ мыслей, то только чувства могут изменить первичные эмоции. Поэтому одна из основных целей ФЭТ-терапевтов добраться до неадаптивных эмоций клиентов, не для получения от них полезной информации и мотивации, а для того, чтобы сделать их доступными для трансформации. Ко-активация более адаптивной эмоции, осуществляется в такт или в ответ на неадаптивную эмоцию, что помогает трансформировать неадаптивную эмоцию. Важно отметить, что процесс изменения эмоций с помощью эмоций выходит за рамки идей катарсиса, завершенности и отпускания (прощения), раскрытия, угасания или привыкания.
Идея не в том, что человек, переживающий какое-то неадаптивное чувство должен очиститься от него или как-то его ослабить. Скорее одно чувство используется для того, чтобы преобразовать или переделать другое. И хотя нерегулируемые вторичные эмоции, такие как страх и беспокойство при фобиях, навязчивая компульсивность и паника, могут быть преодолены простым воздействием, то первичные неадаптивные эмоции, такие как стыд, чувство беспомощности и тревога из-за неуверенности в себе, лучше всего трансформируются при помощи других эмоций. Таким образом, изменения в ранее избегаемых первичных неадаптивных эмоциях (глубинный стыд или страх) вызваны активацией противоположного им адаптивного переживания, например, нарастающий гнев или сострадание к себе; это адаптивное переживание перестраивает старый ответ, а не ослабляет его. Этот процесс включает в себя нечто большее, чем просто переживание или встреча с чувством, приводящее к ослаблению. К примеру, тенденция избегания, свойственная неадаптивным эмоциональным состояниям будет трансформирована активацией тенденций сближения, которые свойственны гневу или желанию обрести покой. Эмоции, связанные с тенденцией избегания, в одной части мозга заменяются эмоциями сближения другой части мозга или наоборот.
Фредериксон доказал, что позитивные эмоции могут ослабить влияние отрицательных эмоций на разум человека, расширив моментально реагирующий репертуар мыслительных действия человека. Обнаружено, что переживание чувств радости и удовлетворенности приводит к более быстрому восстановлению сердечно-сосудистой системы от негативных эмоций, чем нейтральное переживание. Было выявлено, что эмоционально-устойчивые люди привлекают позитивные эмоции для того чтобы справиться с негативными эмоциональными переживаниями. Таким образом, плохие чувства могут быть трансформированы благодаря счастливым чувствам. Для этого не нужно намеренно пытаться рассмотреть «светлую сторону» происходящего, для этого нужно обратиться к осмысленному телесно-ощущаемому переживанию, которое перестраивает нейрохимию, физиологию и способы переживания негативно-окрашенных эмоциональных состояний. Этот принцип применим не только к позитивным эмоциям, изменяющим негативные эмоции, но также он может использоваться для изменения неадаптивных эмоций, активируя диалектически противоположные адаптивные эмоции.
Таким образом, в терапии, некогда пробужденный неадаптивный страх отверженности или аннигиляции может быть трансформирован в чувство безопасности путем активации более сильных, устанавливающих границы эмоций - адаптивного гнева или отвращения, или пробуждением более мягкого успокаивающего чувства грусти и потребности в обретении покоя. Точно так же неадаптивный гнев может быть устранен адаптивной грустью. Неадаптивный стыд может быть трансформирован путем пробуждения чувства гнева в ответ на жестокость, или чувства сострадания к себе. Пробуждение чувств гордости и само-ценности также применимы здесь. Совершенно аналогично гнев является противоядием от безнадежности и беспомощности. Таким образом, желание провалиться сквозь землю от стыда или тенденция сдаться и погибнуть под ударами судьбы из-за собственной беспомощности, могут быть трансформированы путем обращения к подталкивающему чувству гнева, что уже упоминался как ответ на жестокость; или можно выйти из контакта с этими неадаптивными эмоциями переключившись на чувство печали. Как только мы обратились к альтернативной эмоции, она трансформирует или переделывает исходное состояние, формируя новое. Часто, перед тем активировать адаптивную эмоцию, необходимо успокоить или эмоционально отрегулировать неадаптивную эмоцию, нуждающуюся в трансформации.
Как терапевт помогает клиенту получить доступ к новым эмоциям, чтобы с их помощью изменить другие эмоции? Был намечен ряд способов работы. Терапевты могут помочь клиенту получить доступ к новым субдоминантным эмоциям, с помощью разных способов. Например, можно использовать переключение внимания на различные аспекты ситуации или эмоции, которые хоть и переживаются в текущий момент, но находятся «на периферии» осознанности клиента. Или использовать фокусирование на том, что необходимо, и, таким образом, задействовать свежую эмоцию, которая станет ключевым фактором активации новой эмоции. Доступные впервые, альтернативные чувства являются личностными ресурсами, которые помогают изменить неадаптивное состояние. Например, обращение к существующему внутри адаптивному чувству гнева может помочь изменить неадаптивный страх при травме насилия. Когда внутренняя тенденция в ужасе сбежать совмещается с тенденцией со всей злостью продвигаться вперед, это приводит к новой социальной позиции, заключающейся в том, что обидчик должен нести ответственность за проступки. При этом клиент начинает видеть, что заслуживает защиту, а не чувство вины и небезопасности. Также важно одновременно символизировать, исследовать и дифференцировать первичные неадаптивные эмоции, в данном случае страх, и регулировать их с помощью дыхания и успокоения, прежде чем начинать подбираться к новым, более адаптивным эмоциям, в данном случае гневу. Другие методы доступа к новым эмоциям включают в себя: активное проигрывание и визуализацию для пробуждения свежих эмоций, вспоминание времени, когда клиент переживал какие-то эмоциональные состояния, изменение того, как клиент смотрит на вещи, или даже выражение эмоций для клиента. Став доступными эти новые эмоциональные ресурсы начинают перестраивать психоаффективную моторную программу, предварительно определив способ, который человек использует для их переработки.
Новые эмоциональные состояния позволяют людям бросить вызов тем представлениям о себе / и о других, что связанны с неадаптивными эмоциями, ослабляя их влияние на себя. На наш взгляд, устойчивые эмоциональные изменения происходят путем получения нового способа эмоционального реагирования, а не только через инсайт или понимание. Фокусированная на эмоциях терапия работает по основному принципу, согласно которому люди должны сначала прибыть в какое-то место, прежде чем они смогут покинуть его. Вы должны вчувствоваться во что-то, чтобы исцелить его! Во время терапевтического сеанса активируются неадаптивные эмоции, связанные с общими детскими воспоминаниями потерях и травмах из прошлого. Это делается для того, чтобы, воссоздав воспоминания, можно было изменить их. Как мы говорили ранее, введение нового нынешнего опыта в активированные в настоящем времени воспоминания о прошлых событиях приводит к реконсолидации памяти путем ассимиляции нового материала с воспоминаниями о прошлом. Будучи активированными в настоящем, старые воспоминания реструктурируются благодаря новому опыту, приобретенному как в контексте безопасных отношений /с терапевтом/, так и в процессе переживания.