Упражнение "Бутылка Кока-колы".
Фокусинг для детей

Автор - ДЕРЕК МАКДОННЕЛЛ
Продолжаю знакомить вас с работой Дерека Макдоннелла, который занимается Фокусингом для детей. Ниже приводится расшифровка видеозаписи. Когда я впервые увидела демонстрацию этого упражнения, то была потрясена простотой и одновременно глубиной предложенной метафоры. Кто бы мог подумать, что обычная бутылка газированной воды, которая так часто обитает на столе у преподавателя, может обладать столь мощным терапевтическим потенциалом. Уверена, что данный пример хорош не только для работы с детьми, но и для работы со взрослыми.
Дэн Маккиннон, Фокусированная на Эмоциях Терапия
Дерек МакДоннелл
Фокусинг терапевт и координатор. Ирландия.
Примечание: обычно это упражнение проводится на первом занятии десяти-недельного курса.
Время на выполнение -10 минут.
Материалы: две большие бутылки кока-колы и одна маленькая бутылка кока-колы.
Цель упражнения: объяснить суть интерактивной фокусинг-паузы ученикам 9 - 15 лет. На наглядном примере показать детям, как научиться слышать ту часть себя, которая может быть расстроена, испугана или потрясена.

Начало занятия может быть такое: Дети сидят в кругу, перед ними разложены буквы, которые они сами раскрасили, и которые образуют фразу «Практикуем паузу».

Дерек говорит:
- Сегодня мы собираемся встретиться с тем местом внутри нас, что укажет нам путь.
Сперва скажите (держа в руках бутылку колы) - знаете, что это? Да, это бутылка кока-колы.
(Хорошенько встряхиваем бутылку). Можете сказать, что сейчас происходит с бутылкой колы?
(Отзеркаливает ответы детей).

- Она шипит.
- Это как вулкан.
- Она не хочет, чтобы ее трясли.
- Это словно злость\ярость.

(Откручивает крышку бутылки держа ее над пластиковым тазом).
Давайте посмотрим, что произойдет. (Указывая на выплеснувшуюся газировку). Вот что происходит в моем внутреннем мире, когда что-то в мире внешнем случается со мной.
Меня может затрясти, я могу разволноваться, и, если я не сделаю паузу/не приторможу, я могу взорваться от злости\ярости.

(Показывает тазик ученикам) Смотрите. Это злость. А что на полу? Еще больше злости. Она расплескалась повсюду. Когда мы встретились с вами впервые в этой комнате было много таких бутылок кока-колы, не так ли? Было ли тогда много взрывов? Злость так сильно вспыхивала внутри, что вы не могли сдержать ее, и взорвавшись, она выплескивалась наружу.

Теперь давайте посмотрим на эту бутылку. (Если дети хотят встряхнуть бутылку, пустите ее по кругу.) Можем ли мы заметить, что внутри начинается волнение? (После того, как у всех был шанс потрясти бутылку). Давайте замрем на несколько мгновений, и просто понаблюдаем, что произойдет.

(Ненадолго откручивает крышку, затем снова закручивает ее, выполнив это несколько раз, чтобы медленно выпустить накопившееся давление). Что происходит? Я откручиваю туда-сюда крышку. Что представляет собой это «откручивание»? Сделать ПАУЗУ/ замедлиться. Посмотрите, бутылка все еще пенится? Если я вспомню, что надо замедлиться/сделать паузу в моменты, когда все внутри меня словно клокочет, что произойдет? То, что внутри меня начнет успокаиваться.

Помните какая была реакция у многих из вас, когда мы начали делать это упражнение? Некоторые из вас вздрогнули и отшатнулись (в момент когда вспенившуюся бутылку резко открыли). Да, потому что вы не хотели, чтобы кока-кола на вас попала. Иногда, когда мы выпускаем свою злость, мы можем задеть других людей, можем причинить им боль. Мы также можем навредить себе. Окружающие нас люди могут испугаться, и убежать от нас подальше. Это может испортить отношения с друзьями.

(Показывая маленькую бутылочку колы) А это что такое? Да, это маленькая бутылка кока-колы. Иногда внутри нас – давайте используем свое воображение - представьте маленькую бутылочку внутри большой бутылки. Эта маленькая бутылочка -та часть меня, которая может быть расстроена. Бывает так что, кто-то говорит вам обидные слова, или кто-то задирает вас, обсуждает ваши действия - это может задеть вашу личность, может расстроить вот эту маленькую часть вас. Но когда вы делаете паузу, вы можете медленно выпустить злость. Что вам помогает это сделать? (Дети отвечают: написать о своих чувствах, рисование может помочь, счет про себя может помочь). Да, все это помогает нам замедлиться/успокоиться.

Мы учимся делать паузу\замедляться в моменты, когда мы взбудоражены, учимся успокаиваться и управлять нашими эмоциями? Поднимите руки, если вы считаете, что мы учимся этому. Думали ли мы, что это возможно, когда начинали? Теперь, когда все успокоились, как вам чувствовать такое в своем классе?

Перевод - Мария Ветлужских

«
Made on
Tilda