Юджин Джендлин разработал «6-ть шагов» обучения методу Фокусинга – особый процесс, в котором тело и разум совместно осуществляют доступ к внутренне чувствуемому смыслу. Эти разработки стали возможны благодаря исследованию эффективности психотерапии, которое К. Роджерс и Ю. Джендлин проводили вместе. Первый шаг Фокусинга - «Освобождение пространства», может быть использован и в качестве точки входа в процесс Фокусирования, и как самостоятельная методика.
Изначально «Освобождение пространства» было включено в Фокусинг-инструкции как способ, помогающий избавиться от всех помех, стоящих на пути у процесса фокусирования. Это похоже на то, как вы разбираете рабочее пространство своего письменного стола, прежде чем заняться новым проектом. Однако со временем Джендлин и его коллеги стали замечать, что сам по себе процесс «Освобождения пространства» дает положительные результаты, например, снижает стресс, помогает сконцентрироваться или расслабиться, обеспечивает доступ к новым измерениям души.
В процессе выполнения «Освобождения пространства», фокусирующийся как-бы осуществляет некую инвентаризацию (перечень) «помех» (проблем, чувств и т. д.), которые стоят между ним и ощущением хорошего самочувствия. Затем фокусирующийся представляет, что он словно выносит (откладывает) помеху на некоторое расстояние за переделы тела. Фокусирующийся продолжает выносить каждую «помеху» на какое-то расстояние за пределы своего тела, пока не появится ощущение, что желаемый результат достигнут. «Фокусирующемуся» предлагается достигнуть то телесное ощущение, которое словно сообщает, что «все в порядке» - появляется чувство спокойствия, или свободы. После выполнения процедуры «Освобождения пространства» Фокусирующийся может на этом закончить и побыть немного с ощущением расслабленности и хорошего самочувствия; или же он может выбрать одну из отложенных проблем, и продолжить фокусирование, используя классические 6-ть шагов Джендлина или другие варианты Фокусинг-инструкций (Фокусинг-Ориентированную терапию, Фокусинг всего тела, Фокусирование на внутри-личностных отношениях, и т.д).
«Освобождение пространства» помогает клиентам не идентифицироваться с имеющимися у них вопросами или проблемами. Этот шаг в фокусинге помогает клиентам понять, что они не равны своим проблемам. Понять, что глубоко внутри существует та часть нашего «Я», которая не связана с имеющимися психологическими трудностями. По мере того, как «помехи» выносятся за пределы тела, а внутреннее пространство освобождается, в организм начинает поступать свежая энергия, приносящая ощущение свободы. «Освобождение пространства» восстанавливает доступ к энергии, активирующей естественные жизненные процессы, которая всегда нам доступна, но часто скрыта или заблокирована какими-то трудностями или проблемами. Благодаря обретенному освобожденному внутреннему пространству и притоку жизненной энергии, клиенту проще подобраться к имеющимся проблемам и выбрать что-то для работы. Приток свежей энергии и более глубокое самоощущение помогают клиенту начать работать над выявленными проблемами.
Как объединить творчество и процедуру «Освобождения пространства». Следуйте инструкциям «Освобождения пространства с помощью Искусства». Завершая пошаговый процесс, используйте материалы для творчества, чтобы выразить (символизировать) чувствуемый смысл переживаемого. Некоторым людям нравится создавать арт-объект «место (точка) хорошего самочувствия». Они чувствуют, что пока хотят побыть на некотором расстоянии от отложенных «помех», и – уделяют боле времени для того чтобы лучше познакомиться с тем, что ощущается как «место хорошего самочувствия».
Инструкция по руководству: описанные далее инструкции можно использовать самостоятельно, с партнером по фокусингу или в формате психотерапии.
«Освобождение пространства» средствами искусства. Освобождение пространства. Предложите, фокусирующемуся найти удобную позу... сделать несколько глубоких вдохов ... дать телу ощутить расслабление ... может быть закрыть глаза, если это комфортно ... или остаться с открытыми глазами ... пусть поступает так, как ему удобнее ... предложите сделать еще несколько глубоких вдохов …и затем, если он будет готов предложите фокусирующемуся задать самому себе вопрос: «Ну и как я себя сейчас внутренне ощущаю?» Просто вслушивайтесь...Дайте себе время, чтобы ответ мог сформулироваться на уровне тела... Словно маяк направляющий поисковый луч в море, направьте свое внимание внутрь своего тела, и поприветствуйте все что будет найдено… Постарайтесь без критики встретить все, что вы там обнаружите…
Теперь представьте себя в каком-то умиротворённом месте… это может быть место, которое хорошо вам знакомо, или это какое-то место, что создало ваше воображение. Когда будете готовы, спросите себя, "Есть ли что-то что встает между мной и моим хорошим самочувствием?" Позвольте тому, что вам является, проявлять себя… Не увлекайтесь сейчас исследованием какого-то отдельного вопроса… Каждый раз как какая-то «помеха» будет являться вам, представьте, что переносите ее на какое-то расстояние от себя, может ее можно положить на скамейку в парке… или положить в коробку… или используя такие образы, как отдых на пляже, вы можете складывать все помехи, что стоят между вами и вашим чувством «хорошо» на какую-то лодку ... По мере появления каждой помехи, располагайте ее на удобном от вас расстоянии. Делайте это до тех пор, пока не окажетесь в месте своего умиротворения.
NB! Некоторые варианты идей, которые могут помочь воображению клиента найти то место, куда он будет откладывать помехи: 1. Представьте, что вы находитесь в тихом парке и сидите на скамейке. Не далеко от вас стоит еще одна скамейка. Туда вы можете сложить все помехи, которые стоят между вами и ощущением хорошего самочувствия. 2. Представьте, что у вас есть красивый воздушный змей, на хвост которому вы можете прицепить все что мешает вам чувствовать себя хорошо. 3. Представьте, что вы отправляете каждую помеху или проблему, привязав его к воздушному шарику и отпуская в небо. Возможно, вы не захотите отпускать шарик в небо. Тогда проверьте, чтобы нить, за которую вы удерживаете шарик, обеспечивала достаточное расстояние между вами и помехой. 4. Представьте, что вы как-бы запаковываете в какую-то обертку каждую помеху, и откладываете на некоторое расстояние от вас. 5. Представьте, что у вас есть большой корабль способный вместить, все что вы хотите отложить. При появлении новой помехи, просто отложите ее туда. 6. Иногда люди представляют какую-то полочку или кладовку, куда можно убрать то, что сейчас мешает. После того, как вы разместите каждую помеху на некоторое расстояние от себя, сверьтесь со своим внутренним ощущение, мягко спросите: «Итак, что же стоит между мной и моим полностью хорошим самочувствием?» И снова, каждую появляющуюся помеху вынесите за пределы тела и разместите на комфортном расстоянии от вас. (Прим переводчика: все что вы откладываете на некоторое расстояние от себя, складываете на лавочку\полочку\коробочку\куда-то еще – вы это не выбрасываете!!! А лишь откладываете в сторону, зная, что всегда можете к этому вопросу\проблеме вернуться, чтобы проработать).
Если перечень помех заканчивается, мягко спросите себя: «За исключением всего перечисленного, у меня сейчас все хорошо, верно?» ... Если появится еще что-то, добавьте его в перечень. Установите комфортное расстояние\дистанцию от всего, что отложили.
Фоновое чувство: иногда мы словно несем в себе некоторое фоновое чувство... это может быть что-то вроде «мне всегда немного тревожно» ... или «всегда есть некоторое уныние» и т.д. Сверьтесь со своим внутренним состоянием, есть ли какое-то фоновое чувство, которое стоит на пути у хорошего самочувствия, - и его тоже как-то надо отложить.
Снова проверьте – как сейчас?
Когда фокусирующийся даст вам знать, что все помехи отложены, скажите ему следующее:
Сейчас, попробуйте вчувствоваться в то, что ощущается как «место (точка) хорошего самочувствия». Направьте свое внимание внутрь и дайте ему насладиться покоем в месте хорошего самочувствия. Сверьтесь с собой – есть ли какой-то образ, который откликается\резонирует с этим местом хорошего самочувствия. Сверьтесь со своим телом – действительно ли это тот самый образ. Если чувствуете, что это не совсем то, поищите другой образ\картинку, что-то, что будет лучше резонировать с местом хорошего самочувствия. Если приходит какое-то слово или фраза, мы также это принимаем.
Выражение чувствуемого смысла средствами искусства. Когда вы будете готовы, используйте художественные материалы, чтобы при помощи их создать какой-то арт-объект, выражающий суть «места хорошего самочувствия». одним людям нравится работать только с тем, что им явилось как «место хорошего самочувствия». Другим, нравится включать в общую композицию и то, что было отложено. Берите за основу работы то, что на данный момент вам кажется наиболее важным, значимым. Если то, что описывает ваше место хорошего самочувствия, - это какая-то фраза, то позвольте себе творчески выразить ее через цвет, какой-то объем или форму и т.д.
Завершение процедуры фокусирования: Предложите фокусирующемуся рассказать немного о созданном арт-объекте, и о том как он воплощает идею освобождения пространства. Спросите фокусирующегося какие изменения на уровне тела она\она смог отметить от начала процедуры освобождения пространства и до ее конца.
Использование художественных материалов для «Освобождения пространства» Позвольте чувствуемому смыслу вести вас - прислушайтесь к себе, к своему телу - какие материалы словно откликаются на то, чтобы их использовали хотят для выражения чувствуемого смысла. Например, если чувствуемый смысл имеет какую-то струящееся\жидкотекущее свойство - используйте акварельные краски, они подойдут лучше всего. Или если чувствуемый смысл ощущается как что-то легкое\невесомое, возможно использование такого материала как перья, которые смогут передать нужное качество чувствуемого смысла.
Целевое применение художественных материалов: при использовании «Освобождения пространства» в клинических условиях важно учитывать пригодность конкретных материалов для определённых групп пациентов. Например, для клиентов с дезорганизованным поведением, которые нуждаются в структурировании их деятельности, нужны художественные материалы, которые обеспечивают большее ощущение контроля процедуры рисования (например, нарисовать что-то фломастерами и цветными карандашами проще, чем красками). Использование простых материалов дает большее ощущение контроля выполнения процедуры освобождения пространства. Например: различные фигуры, заранее вырезанные из картона, могут откладываться в какую-то коробку как способ символизации освобождения пространства. Создание фигур из глины или рисование изображений требует больше освоенных навыков. Клиенты с высокой степенью функционирования оценят диапазон возможных материалов для работы.
Художественные материала, которые могут быть использованы для проведения процедуры освобождения пространства: 1. Материалы для рисования: ручки, цветные карандаши, цветные маркеры (тонкие и толстые), масляная пастель, меловая пастель и уголь.
2. Краски: акриловые, плакатные, акварельные и другие нетоксичные лакокрасочные материалы. Кисти разных размеров, губки и любые другие предметы, что могут быть использованы для погружения в краску и последующего рисования помех, проблем и места (точки) хорошего самочувствия.
3. Бумага в ассортименте: для того, чтобы как-то изобразить какую-то помеху или проблему можно использовать цветную бумагу, картон, текстурированную бумагу, рисовую бумагу, бумагу для рисования и т. д. Бумагу можно резать ножницами или рвать вручную на кусочки, символизируя какую-то проблемы. Таким же способом бумагу можно обрабатывать и при изготовлении места хорошего самочувствия. Другой вариант, предложить подобрать для каждо помехи какой-то индивидуальный цвет или сочетания цветов и формы.
4. Любые материалы для лепки (глина, пластилин, тесто и т.д.) Кусочкам материалов для лепки придается любая форма, которая символизирует кую-то помеху или место хорошего самочувствия. Чтобы лучше передать разные качества чувствуемого смысла вместе с материалам для лепки могут быть использованы дополнительные декоративные элементы - палочки, перья, пуговицы и т.д.
5. Найденные предметы и объекты. Все виды найденных предметов, такие как кусочки дерева, камни, листья, натуральные перья и т. д., могут применяться для обозначения и помехи, и «места хорошего самочувствия».
6. Материалы для рукоделия. Множество материалов для рукоделия и творчества, включая пряжу, нитки, войлок, ленты, блестки и т. д., могут быть использованы для предметного воплощения и помех и «места хорошего самочувствия».
7. Коробки, ящики и сумки. Ассортимент коробок, ящиков и сумок, в которые клиенты могут помещать «проблемы» во время очищения внутреннего пространства.
Заключение Использование приемов арт-терапии в сочетании с первым этапом Фокусирования - «Освобождением пространства» открывает доступ в особое творческое измерение, в котором человек может более предметно, погружаясь в творческий процесс, исследовать свою связь с «местом хорошего самочувствия», или встретиться с какой-то уже оформившейся в нечто целостное частью себя. «Освобождением пространства» как фокусинг-процедура дает следующие результаты:
• Успокаивающий эффект и концентрация внимания
• Снижение стресса
• Человек больше не идентифицирует себя с какой-то проблемой
• Человек понимает, что есть «я», которое никак не связано с существующей проблемой
• Помогает человеку получить доступ к той части себя, которая пребывает в состоянии «хорошего самочувствия», к более целостному ощущению себя. Открывается доступ к жизненной энергии
• К последующим шагам фокусирования человек приступает, ощущая ясность и приток энергии.
В добавок ко всему, Освобождение внутреннего пространства средствами искусства, делает и помехи, и ощущение хорошего самочувствия чем-то более осязаемым, опредмечивает их. Искусство здесь используется как нечто, что может символизировать чувствуемый смысл (и помех, и хорошего самочувствия) и выразить в виде конкретного арт-объекта. По мере того как фокусирующийся создает свой арт-объект, он экстернализирует какой-то вопрос или проблему. Фокусирующийся\ клиент обретает некоторую свободу\отстраненность от имеющейся проблемы, так у него есть возможность перенести ее из пространства внутреннего( где он взаимодействует с ней на уровне чувствуемого переживания) в пространство внешнего мира, где обретая какое-то художественное воплощение, проблема может быть рассмотрена. Это отстранение\дистанцирование происходит в процессе творческого переживания созидания какого-то арт-объекта, которое является одним из мощных целительных аспектов арт-терапии. В арт-терапии клиент отстраняется от проблемы, имея возможность воплощать ее в форме арт-объекта. В арт-терапии, клиент может разместить создаваемый объект на удобном расстоянии, отступить назад и рассмотреть его. Возможность отступить\отстраниться от проблемы часто помогает клиенту увидеть ее более четко.
Иногда фокусирующийся предпочитает не создавать какие-то арт-объекты, символизирующие проблемы или помехи, так как они уже отложены, а ощущение места хорошего самочувствия уже найдено. В таких ситуациях фокусирующийся предпочитает выразить через искусство ощущение «места хорошего самочувствия». Часто это может стать очень мощным переживанием, так как клиент, уже имея чувствуемый смысл «места хорошего самочувствия», упрочняет свою связь с ним через творческий процесс создания арт-объекта. По мере создания арт-объекта происходит внутреннее кинестетическое исследование цвета, текстуры и всего чувства целостности.
Визуальное искусство также служит напоминанием о том чувствуемом опыте – о «месте хорошего самочувствия» или ощущении внутренней целостности. Этот опыт помогает заново пробудить осознанность и связь с уже существующей внутренней целостностью.
Перевод -
Мария Ветлужских.
Ссылка на оригинальный текст -
https://37dc3834-fd72-406f-951d-364b5b08b202.files...