Все началось в 2014 году, когда два обеспокоенных человека - директор и педагог начальной школы N переживали из-за одного особо шумного класса (ученики 11-12 лет). Директор школы хотел знать - смогу ли я научить этих детей тому, чем я занимался с отдельными учениками в своей программе «Эмоциональное благополучие»? Последние 26 лет я работаю в социальной службе; в 2000 году я начал использовать метод «Фокусинга» как способ взаимодействия с моими клиентами и их семьями. Затем я начал преподавать «Фокусингом для детей». Мы с коллегой обсуждали эту тему за чашкой кофе. Можем ли мы научить детей фокусированию? Может быть попробовать десятинедельную программу. Коллеге было интересно, может ли это стать темой его магистерской диссертации. Почему бы нет? Вот так все началось.
Несколько недель спустя заместитель директора начальной школы N (тот самый, который отвечает за дисциплину) открыл дверь и заглянул внутрь. Он не мог понять, почему учеников больше не отправляли к нему с жалобами на плохое поведение, и почему они такие тихие. Я не знаю, что мы тогда делали. Может быть, я рассказывал про то, как разум головы может слушать разум тела. Или, может ученики, пробовали себя в роли актеров – они разыгрывали сценку, где трое, сидящих на стульях, исполняли роли мистера Пауза, мистера Слушателя и мистера Наблюдателя, в то время как еще трое - выступали перед ними, разыгрывая роли малого, среднего и большого чувствуемого смысла.
По истечению 10 недель ученики почувствовали, что приобрели полезный навык. Один мальчик сказал: «Отличная идея. Обычно меня легко рассердить, я был вспыльчивым. Теперь же я могу это контролировать. Это очень помогло нашему классу. Раньше, играя во дворе, мы делились на две конфликтующие, группы, готовые в любой момент атаковать друг друга. А сейчас мы все дружелюбно настроены и можем играть вместе. Если я чувствую, что на меня накатывает (раздражение), я словно ощущаю это в горле и голове. Тогда я просто останавливаюсь и дышу. И затем я ощущаю спокойствие в области живота и груди».
Другой мальчик сказал: «Когда моя сестра что-то делала, я мог ее ударить, толкнуть. Сейчас я спокойнее. Иногда я могу разозлиться, и тогда говорю: «Ладно, Бенни, успокойся». В этот момент у меня возникает странное ощущение в животе, и я знаю, что мне надо сделать паузу. В прошлом году я часто пререкался с учителем; он пытался как-то со мной поговорить, чтобы наладить отношения. Вы помогли этому случиться – все расставили по местам».
Третий ученик сказал: «Я был взрывной. Теперь я считаю от 1 до 10. В последнее время у меня не было проблем. Если бы я не знал, как замедляться/ останавливаться и пребывать в паузе, все бы продолжали со мной воевать. Десять недель были действительно полезными».
Сейчас мы преподаем эту программу в шести школах. Для того, чтобы эта инструкция сработала, детям нужно больше практиковать навык пребывания в паузе и само-наблюдения. Наш первый класс предложил идею - использовать школьную радио-студию для создания 5–6-минутных подкастов, каждый из которых предлагал бы учащимся «заглянуть внутрь себя». Теперь учитель включает эти аудио-записи утром, после обеда или в конце учебного дня - по крайней мере, один раз в день между моими визитами. Вот расшифровка одного такого подкаста, его обычно включают перед началом утренней контрольной работы. <…> В нашей программе я стараюсь донести до учащихся понимание того, что их тела являются их жизненной средой, в которой содержится весь их жизненный опыт. Вот как об этом говорил Юджин