ФОКУСИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРЕБЫВАНИЮ В ПАУЗЕ

Автор - ДЕРЕК МАКДОННЕЛЛ
Отрывок из статьи «Как научить детей пребыванию в паузе». Автор Дерек МакДоннелл - сертифицирующий координатор Международного Института Фокусинга. Занимается развитием и продвижением практико-ориентированной программы «Фокусирование через интерактивную паузу» для работы с детьми. В настоящее время он преподает данную программу в шести школах Ирландии для учителей и родителей учеников начальных классов.
derekmcdonnell2001@yahoo.com
Дэн Маккиннон, Фокусированная на Эмоциях Терапия
Дерек МакДоннелл
Фокусинг терапевт и координатор. Работник социальной службы Ирландии.
Все началось в 2014 году, когда два обеспокоенных человека - директор и педагог начальной школы N переживали из-за одного особо шумного класса (ученики 11-12 лет). Директор школы хотел знать - смогу ли я научить этих детей тому, чем я занимался с отдельными учениками в своей программе «Эмоциональное благополучие»? Последние 26 лет я работаю в социальной службе; в 2000 году я начал использовать метод «Фокусинга» как способ взаимодействия с моими клиентами и их семьями. Затем я начал преподавать «Фокусингом для детей». Мы с коллегой обсуждали эту тему за чашкой кофе. Можем ли мы научить детей фокусированию? Может быть попробовать десятинедельную программу. Коллеге было интересно, может ли это стать темой его магистерской диссертации. Почему бы нет? Вот так все началось.

Несколько недель спустя заместитель директора начальной школы N (тот самый, который отвечает за дисциплину) открыл дверь и заглянул внутрь. Он не мог понять, почему учеников больше не отправляли к нему с жалобами на плохое поведение, и почему они такие тихие. Я не знаю, что мы тогда делали. Может быть, я рассказывал про то, как разум головы может слушать разум тела. Или, может ученики, пробовали себя в роли актеров – они разыгрывали сценку, где трое, сидящих на стульях, исполняли роли мистера Пауза, мистера Слушателя и мистера Наблюдателя, в то время как еще трое - выступали перед ними, разыгрывая роли малого, среднего и большого чувствуемого смысла.

По истечению 10 недель ученики почувствовали, что приобрели полезный навык. Один мальчик сказал: «Отличная идея. Обычно меня легко рассердить, я был вспыльчивым. Теперь же я могу это контролировать. Это очень помогло нашему классу. Раньше, играя во дворе, мы делились на две конфликтующие, группы, готовые в любой момент атаковать друг друга. А сейчас мы все дружелюбно настроены и можем играть вместе. Если я чувствую, что на меня накатывает (раздражение), я словно ощущаю это в горле и голове. Тогда я просто останавливаюсь и дышу. И затем я ощущаю спокойствие в области живота и груди».

Другой мальчик сказал: «Когда моя сестра что-то делала, я мог ее ударить, толкнуть. Сейчас я спокойнее. Иногда я могу разозлиться, и тогда говорю: «Ладно, Бенни, успокойся». В этот момент у меня возникает странное ощущение в животе, и я знаю, что мне надо сделать паузу. В прошлом году я часто пререкался с учителем; он пытался как-то со мной поговорить, чтобы наладить отношения. Вы помогли этому случиться – все расставили по местам».

Третий ученик сказал: «Я был взрывной. Теперь я считаю от 1 до 10. В последнее время у меня не было проблем. Если бы я не знал, как замедляться/ останавливаться и пребывать в паузе, все бы продолжали со мной воевать. Десять недель были действительно полезными».

Сейчас мы преподаем эту программу в шести школах. Для того, чтобы эта инструкция сработала, детям нужно больше практиковать навык пребывания в паузе и само-наблюдения. Наш первый класс предложил идею - использовать школьную радио-студию для создания 5–6-минутных подкастов, каждый из которых предлагал бы учащимся «заглянуть внутрь себя». Теперь учитель включает эти аудио-записи утром, после обеда или в конце учебного дня - по крайней мере, один раз в день между моими визитами. Вот расшифровка одного такого подкаста, его обычно включают перед началом утренней контрольной работы. <…> В нашей программе я стараюсь донести до учащихся понимание того, что их тела являются их жизненной средой, в которой содержится весь их жизненный опыт. Вот как об этом говорил Юджин

Человек - это взаимодействие. Мы – это интерактивные процессы . Живые тела - это взаимодействие с воздухом и землей, с едой и другими представителями видов, и с этой точки зрения, если вы посмотрите на человека, если вы смотрите на меня, вы увидите, что я взаимодействую. Я общаюсь с другими людьми
Юджин Джендлин
Философ. Создатель метода Фокусинга.
РАСШИФРОВКА ФОКУСИНГ-ПОДКАСТА

Я хотел бы предложить вам провести несколько минут в тишине. Наверное, этим утром у вас было много хлопот. Но сейчас, когда вы уже здесь, просто потратьте немного времени на то, чтобы обратить внимание на свое тело, на то как оно сейчас сидит… уделите несколько мгновений тому, как ощущается ваше физическое тело.

Сейчас я хотел бы попросить вас обратить внимание на ритм вашего дыхания…на то как, вы делаете вдох и выдох. Просто последите за этим несколько мгновений. Теперь попробуйте заглянуть внутрь себя, словно вы смотрите вглубь тела сквозь горло, грудь и живот, будто у вас есть маленький фонарик или факел, который может осветить все внутри.

Уделите немного внимания тому, что сейчас утро пятницы, утро контрольной работы… Сделайте паузу, чтобы обратить внимание на то, как вы себя чувствуете в этот момент в связи с предстоящей контрольной. Может быть, вы нервничаете… может быть, вы немного беспокоитесь, или, может быть, вы ощущаете какое-то напряжение или словно узел в области груди или живота… Просто отметьте про себя, то что там сейчас есть…словно предоставив ему какое-то пространство, и подышите /сквозь него/ в течении нескольких мгновений.

Теперь я хочу предложить вам переместить/отложить «все, что как-то связано с контрольной» за пределы тела и сделать это прямо сейчас. Может быть это можно положить рядом с собой на пол, может быть переложить в вашу школьную сумку, может быть отложить даже за дверь. Просто потрать несколько минут, чтобы сейчас это для себя сделать. Возможно, вы заметите, что сделав это для себя - отложив «все, что как-то связано с контрольной» за пределы тела, у вас появилось ощущение большего внутреннего пространства.

Просто отмечайте про себя... Теперь я прошу вас обратить внимание на то, что есть какая-то часть вас, которая по-настоящему ждет контрольной… ведь вы приложили немало усилий и труда на этой неделе, будь то в классе или дома по вечерам. Просто сделайте паузу, чтобы обратить внимание на то, что к вам приходит с той частью, что связана с контрольной. Может быть, есть ощущение спокойствия, может быть есть желание выполнить контрольную. Просто отметьте про себя...

И теперь я хотел бы попросить вас все это тоже сейчас отложить в сторону. Возможно вы захотите разместить это рядом с собой на полу, или в своей школьной сумке, или за дверью классной комнаты или в любом подходящем для месте. Теперь когда мы все это отложили, проверьте – стало ли больше ваше ощущение внутреннего пространства? Мы отложили в сторону ту часть что нервничала, не могла усидеть на месте от беспокойства, напрягалась и тревожилась. Мы также отложили ту часть, которая возможно с нетерпением хотела приступить к контрольной, и так как много готовилась.

Просто отметьте про себя - можете ли вы выделить место этому ощущению освобождения внутреннего пространства. Я хочу предложить вам разместить вокруг этого освобожденного пространства словно шарик (пузырь), наполненный воздухом. И как только вы собираетесь подготовиться к тесту, просто принесите с собой это пространство в этом пузыре и пригласите его, чтобы завершить тестирование этим утром. И когда вы будете готовиться к котрольной, просто захватите с собой ощущение освобожденного пространство в этом пузыре, пригласите его, побыть с вами, пока вы работаете над контрольной.

Постепенно и бережно, возвращайте свое сознание обратно в комнату, не забыв захватить в собой то пространство «воздушного шарика», что создали для прохождения контрольной. Потратьте несколько минут на то, чтобы успокоиться. Вы хорошо поработали, чтобы попасть туда где вы сейчас есть. И сейчас, когда вы на месте, просто обратите внимание на ваше физическое тело, которое сейчас сидит на стуле, на несколько мгновений ощутите ваше физическое тело.


Перевод - Мария Ветлужских
Опубликовано с разрешения автора.

»
Made on
Tilda