1. Осознайте, какие страдания вы причинили другому. Опишите что вы сделали - то ,что причинило боль или страдание другому человеку. Например, если вы обидели своего партнера какими-то грубыми словами, вы можете сказать: «Слушай, я бы хотел кое за что извиниться. Это было грубо с моей стороны сказать тебе, что ты эгоист и не внимателен к нуждам остальных членов семьи».
2. Попробуйте описать словами то, как это должно быть переживалось другим человеком. Расскажите другому, что, по вашему мнению, она\она\они испытывали или переживали в тот момент. Вам нужно будет проявить искреннюю эмпатию и постараться представить себе, что другому человеку пришлось пережить. Например: «Я думаю, что слышать подобные слова было и очень обидно, и несправедливо. Ты тратишь много времени и сил на то, чтобы дома все шло свои чередом. Наверное, ты почувствовал, что я не ценю всего этого».
3. Извинения и раскаяние. Есть несколько типичных ошибок, которые люди совершают, пытаясь извиниться. Во-первых, они слишком много говорят о собственных чувствах («Мне так больно думать о том, что я сделал»). Это может заставить другого почувствовать, что вы сами нуждаетесь в утешении. Еще одна распространенная ошибка заключается в том, что за оправданием следует «но» («Я очень сожалею о том, что сделал, но я был так зол»). Помните, что все, что стоит перед «но», — это вранье. Вместо этого проявите искреннее раскаяние в содеянном. Это означает, что вы пытаетесь почувствовать чужую боль и используете это сочувствие, чтобы выразить то, о чем сожалеете. Например: «Мне так жаль, что я сказал, что ты эгоистичен. Я так не думаю, и мне не следовало этого говорить. Я был неправ, говоря подобное так».
4. Расскажите, как было бы лучше поступить. Постарайтесь рассказать другому, как вам надо было бы поступить, вместо того, что было. Речь идет о том, чтобы помочь другому понять, что вы осознаете, что натворили. Так вы сможете показать, что осознаете собственную роль в произошедшем. Например: «Я должен был совладать с чувствами и суметь выразить собственное отчаяние, а не нападать на тебя. Это было неправильно».
5. Дождитесь ответной реакции и повторите. Когда вы приносите кому-то искренние извинения, обычно происходит одно из трех.
a. Одна из возможных реакций состоит в том, что другой человек начинает умалять значимость происшедшего с ним. (что-то типа: Бывает… да все нормально… а разве что-то было… да ничего страшного не случилось и т.д. ). В этом случае вы настаиваете на извинениях и собственной ответственности, а также поясняете, что этого не должно было случиться.
b. Другая реакция состоит в том, что извинения позволяют другому человеку ощутить более глубокое переживание причиненной ему боли. Например, от такого извинения ребенок может расплакаться. Ваша задача, повторно принести извинения и подтвердить, что другой человек имеет право обижаться, так как вы причинили ему боль. Вы валидируете страдание другого.
c. Третья реакция – это когда извинения принимаются. В этом случае вы приблизитесь к тому, чтобы исправить нанесенный другому вред.