Виды эмпатического реагирования терапевта в Фокусированной на Эмоциях Терапии.
Авторы - Лесли Гринберг, Роберт Эллиотт.

Доктор философии и психологии. Заслуженный профессор исследователь Йоркского Университета. Канада. Автор и разработчик Фокусированной на Эмоциях Терапии. Эксперт проекта.
Доктор философии и психологии. Заслуженный профессор исследователь Толедского Университета. (Огайо). Со-автор и разработчик Фокусированной на Эмоциях Терапии.
В Фокусированной на Эмоциях Терапии существуют Разные виды эмпатического реагирования, помогающие выстроить эффективные и целительные терапевтические отношения с клиентами.

Одним из базовых приемов Фокусированной на эмоциях терапии является использование отражающих (отзеркаливающих) реплик. Этот психотерапевтических прием способствует развитию и поддержанию целительных терапевтических отношений, а также содействует изменениям, которые происходят с клиентом в плане переработки эмоциональных состояний и обретения чувства собственного Я.

Используя эти реплики, ФЭТ-терапевт старается отзеркалить слова клиента, словно отфильтровывая самую суть того, что было сказано. ФЭТ-терапевты нацелены уловить в историях клиентов особые эмоционально-окрашенные смысловые значения, которые будут способствовать дальнейшим изысканиям. Такое отзеркаливание работает на определение субъективного переживания клиента, и в то же время оставляет пространство как-то иначе чувствовать и размышлять о происходящем. Также отзеркаливающие ответные реплики помогают прояснить то, как клиенты видят этот мир, распаковывая скрытые убеждения и имплицитные знания.

Перечень различных видов отзеркаливающего реагирования в Фокусированной на Эмоциях Терапии такой:
  • эмпатическое понимание,
  • эмпатическое подтверждение,
  • эмпатическое пробуждение,
  • эмпатическое исследование,
  • эмпатическое перефокусирование,
  • эмпатическая догадка,
  • эмпатическое дублирование
Разные виды эмпатического реагирования имеют в своей основе разные цели.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ
– это простые ответные реплики, которые передают искреннее понимание, принятие и заботу терапевта о том, что ему рассказал клиент. Такой способ реагирования обеспечивают клиента ощущением поддержки и как-бы ненавязчиво приглашает его поделиться\рассказать о своих переживаниях, поисследовать и поразмышлять о том, как он воспринимает и телесно ощущает происходящее. Терапевт сообщает свое понимание явно выраженного клиентом переживания, или того, что подразумевалось им, но еще не было высказано. Функция этого вмешательства состоит в усилении и подтверждении Я клиента и содействии в построении доверия к собственным переживаниям.
Пример (К.Роджерс, 1994) * Клиентка: "Вы знаете, это как-то глупо, но я никогда не говорила об этом (нервно смеется), и, вероятно, это пойдет мне на пользу. Много лет назад, в юности, вероятно лет в семнадцать, я обнаружила, что у меня появилось то, что я начала называть "проблески разума". Я никогда никому об этом не говорила (опять смущенно смеется)... в чем действительно я видела этот разум. Я довольно-таки хорошо осознавала жизнь, и всегда с ужасным сожалением, с грустью о том, как далеко мы ушли от правильной дороги. Это чувство я испытывала довольно редко, только тогда, когда ощущала себя целостным человеком в этом страшно беспорядочном мире".
Терапевт: "Это только мелькало, было не часто, но временами казалось, что вы вся целиком действуете и чувствуете в этом, конечно, очень беспорядочном мире..."


ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ (эмпатическое признание) - это ответные реплики, предназначенные для того, чтобы клиент понял, что его точка зрения признается терапевтом. Соразмерно ситуации терапевт выражает свое понимание и принятие переживаний клиента. Терапевт сообщает клиенту, что его или ее чувства ему понятны. Это помогает клиенту снизить тревожность и увеличивает ощущение безопасности в терапевтических отношениях, а также дает клиенту больше свободы для исследования собственных чувств.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ - это ответные реплики, используемые для оживления переживаний и эмоций клиентов во время терапевтической сессии. Цель этих реплик состоит не только в том, чтобы соответствующим образом выразить эмпатию, понимание и принятие переживаний клиента, но и в том чтобы усилить это переживание, тем самым облегчая клиенту доступ к его эмоциональному опыту, чтобы он смог дифференцировать и символизировать его в словах.
*Терапевт вызывает к жизни переживание клиента используя метафору, экспрессивный язык, пробуждающее воображение или говоря как клиент. Намерение терапевта состоит в извлечении и выявлении переживания, чтобы оно могло быть повторно пережито в данный момент. Функция этого вмешательства состоит в обеспечении доступа к новой информации и новому опыту. Терапевт не добавляет никакой новой информации, но посредством пробуждения увеличивает возможность ее извлечения из опыта клиента.

Пример (Г.Ванершот). Клиент рассказывает терапевту о том, как он замыкается в трудные для него периоды, позволяя своим чувствам постепенно затихнуть. Затем клиент высказывает образ подземелья средневековой крепости, которая ассоциируется у него с толстыми стенами, полной тишиной и безопасностью. После некоторой паузы терапевт выражает чувство, которое в нём вызвал этот образ, а именно чувство холодной атмосферы темноты, покинутости и одиночества. Первоначальная реакция - клиент выглядит шокированным, переставшим дышать. Затем его глаза увлажняются, и он начинает входить в контакт с огромным одиночеством, которое он так долго пытался скрыть.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это ответные реплики, созданные для того, чтобы проводить предварительную, зондирующую\разведывательную работу по исследованию скрытых глубин переживания клиентов. Цель такого вида реагирования состоит в том, чтобы способствовать продвижению этих исследований.
*Терапевт поощряет клиента к поиску новой внутренней информации за "границами" его непосредственного переживания. Открытие нового аспекта опыта, видение чего-то в новом свете - цель эмпатического исследования. Терапевт сосредотачивается на расширении и дифференциации текущего переживания клиента, использует отражения, чтобы сфокусироваться внимание клиента на неясных границах переживаний, открытые вопросы или даже прямо запрашивая у клиента большей информации о том, что потенциально присутствует, но еще не было выражено им непосредственно.

ЭМПАТИЧЕСКАЯ ДОГАДКА - это попытка терапевта сформулировать то, что как бы подразумевается или неявно (имплицитно) присутствует в рассказах клиентов, особенно в отношении того, как клиенты чувствуют или переживают определенные события.
*Терапевт пытается прояснить опыт клиента в порядке рабочей гипотезы высказывая догадку о том, что тот может переживать в данный момент. Обычно эмпатическая догадка выражается в форме предчувствия или предположения. Принимая неавторитарную позицию терапевт поощряет развитие разделенной системы координат, облегчая клиенту возможность, в случае необходимости, выразить свое несогласие. Намерение терапевта при этом - предложить клиенту подходящий символ, позволяющий ухватить тот или иной аспект его опыта. Терапевт создает возможность добавления новой информации сосредотачивая внимание на еще не сформулированном аспекте текущего переживания клиента.

Пример (Г. Ванершот). Одна клиентка имела чрезвычайные трудности в выражении своих переживаний. Она часто замыкалась в себе будучи переполненной сильными эмоциями. В один из кульминационных моментов сессии она сказала: "Как пароварка, вот как я себя чувствую". Терапевт ответила на это так: "Пароварка… Это вызывает во мне чувство, как будто внутри существует ненормально высокое давление, как будто есть опасность взрыва. Это то, что вы чувствуете?"


ЭМПАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕФОКУСИРОВАНИЕ предполагает, что, терапевт, не выходя за рамки системы взглядов (убеждений) клиента, предлагает ему альтернативную точку зрения или понимание.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ - это попытки озвучить мысли и чувства клиентов, в тот момент когда они (клиенты) сфокусированы на каком-то событии и пытаются выразить словами то воздействие, которое на них это событие оказало. Такой способ реагирования представляет собой попытки терапевтов вербализовать переживания клиентов и помочь им найти нужные слова, чтобы выразить чувства и эмоции, которые замалчивались или никогда не проговаривались.
*ЭМПАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Здесь эмпатия способствует пониманию его бессознательной динамики. Данная реакция основана на эмпатии, хотя и осуществляется исходя из системы координат терапевта, а не клиента. Намерение заключается в том, чтобы сказать что-то новое, сознательно не признаваемое клиентом. Функция данного вмешательства состоит в связывании различных аспектов опыта. При этом важна своевременность: терапевт интерпретирует опыт клиента в сенситивной безоценочной манере, когда клиент готов принять и ассимилировать новую информацию о себе.

Пример. (Кан, 1997).
Терапевт: "Я испытываю теплоту контакта с вами в начале и в конце наших сессий. Интересно, заметили ли вы что-нибудь подобное"? /исследование/
Клиент: "Ну, иногда кажется, что я не ощущаю недоверия до тех пор, пока мы не приступили к началу".
Терапевт: "Хорошо, что вы испытали ко мне, когда впервые вошли сюда и поздоровались"? /исследование/
Клиент: (раздумывая) "Мне было хорошо. Я почувствовал, что вы мне понравились. Недоверие похоже пришло немного позже".
Терапевт: "Наверно тогда, когда я понравилась вам сильнее". /интерпретация/
Клиент: (смущенно) "Возможно, вы правы".
Терапевт: "И мы долгое время упорно избегаем этой темы". /интерпретация/
Клиент: "Да, действительно".
Терапевт: "Может быть, вы думаете, если я вам слишком нравлюсь, то это для вас опасно". /интерпретация/
(Клиент молчит потупив взгляд. Когда он поднимает глаза, они наполнены слезами.)
Терапевт: "Я действительно могу понять, как это пугает".



Текст создан по материалам сайта https://www.eftsocal.com/so/4eMX0dcMq?fbclid=IwAR2.../main
Перевод - Мария Ветлужских
Фрагменты текста, отмеченные * и выделенные курсивом, заимствованы в качестве иллюстрирующих примеров из статьи Константина Ягнюка "Природа эмпатии и ее роль в психотерапии" http://hpsy.ru/public/x728.htm

Made on
Tilda